Вернуться к обычному виду
Версия для слабовидящих

Полиция предупреждает. Мошенники используют новые схемы обмана южноуральцев

27.10.2023

В 2023 году ущерб от дистанционных мошенничеств составил свыше 2 миллиардов рублей. Жертвами преступных деяний, совершаемых с использованием IT-технологий, становятся все категории населения.

 

Сотрудники полиции предупреждают, что в телефонном разговоре или общении в мессенджере любое упоминание о финансовых операциях (кредитах, инвестициях, компенсациях и прочем) безошибочно выдает злоумышленника. Необходимо немедленно прекратить разговор и самостоятельно уточнить информацию на официальном ресурсе организации, сотрудником которой представляется звонящий.

 

За последнее время сотрудники полиции зафиксировали несколько новых схем, используемых злоумышленниками.

 

1.     Злоумышленники, маскируясь под представителя оператора связи, убеждают потенциальную жертву, что срок действия sim-карты истек. Для продления ее работы необходимо сообщить код из сообщения. После этого преступники подключают переадресацию звонков и SMS на другой номер и получают доступ к онлайн-банку, социальным сетям и мессенджерам жертвы для входа по номеру телефона.

2.     Электронные письма на почту, которые приходят от «центра обмена сообщениями хостинга веб-почты», то есть от несуществующей организации. Авторы рассылки сообщают, что обновляют базу и удаляют все неиспользуемые учетные записи. Они настоятельно рекомендуют подтвердить электронную почту и обновить данные — так они будут знать, что аккаунт активен, и не будут его удалять. При этом не используются вредоносные программы и фишинговые сайты, необходимую мошенникам информацию (имя, фамилию, логин и пароль) просят прислать ответным сообщением. Таким образом мошенники получают доступ к личным данным граждан.

3.     Мошенники стали чаще подделывать банковские приложения. Злоумышленники звонят клиентам от имени сотрудника банка и убеждают установить обновленные приложения На самом деле под видом этих приложений киберпреступники распространяют программы для удаленного доступа к устройствам. Если пользователь установит одно из таких псевдоприложений, мошенники похищают его личную информацию и деньги с банковских карт.

4.     Установка мобильного приложения с целью проверки качества работы смартфона. Фиктивная служба поддержки присылает ссылку на фишинговый сайт и предлагает подключить услугу безопасности смартфона. После того, как клиент соглашается на подключение и устанавливает на устройство мобильное приложение, мошенники получают доступ к онлайн-банку и похищают денежные средства.

5.     Злоумышленники звонят от имени руководства компаний, организаций. Представляясь генеральным директором, мошенники предупреждают служащих, что им скоро поступит телефонный звонок от представителя курирующего эти компании Министерства. При этом, в мессенджерах используются аккаунты с реальными фотографиями и ФИО руководителей компаний, организаций. Далее действительно поступает звонок, в ходе разговора мошенники под различным предлогом получают конфиденциальную информацию, с целью совершения мошеннических действий.

 

Остаются актуальной схема с, так называемыми, предупреждениями о «подозрительной финансовой активности» на счете.

 

Представляясь сотрудником банка, полиции, прокуратуры, ФСБ, Следственного комитета, мошенник используя IP телефонию звонит потерпевшему с подменных номеров (номерная емкость начинается с 8800, 495, 499, а также с использованием номеров телефонов реально существующих ведомств, организаций, государственных органов, применяя специальное оборудование) и информирует гражданина о подозрительных финансовых операциях по его банковскому счету, попытках оформления кредита, перевода денежных средств со счёта, либо сообщает о розыске, задержании преступников, совершающих хищения денежных средств с расчетных счетов граждан, при этом извещает о необходимости соблюдения «тайны следствия». Далее, используя методы психологического воздействия и пользуясь доверчивостью граждан, вынуждает потерпевшего сообщать персональные данные, сведения о финансовом состояния, о наличии автотранспорта в собственности. Затем под манипулятивным воздействием мошенника, потерпевший переводит денежные средства на якобы безопасные расчетные счета (в отдельных случаях, переводят деньги, вырученные от срочной продажи автотранспорта, недвижимости. Сделку по срочной продаже имущества организуют сами мошенники). Потерпевшими могут оказаться все категории граждан, независимо от пола, образования, экономического, национального, социального статуса, а также возраста.

Зафиксирована и схема мошенничества, которую условно можно назвать «Генеральная доверенность», когда абоненту сообщают, что в финансовую организацию пришел некий гражданин с доверенностью на все имеющееся имущество. Также используя методы психологического воздействия, мошенники убеждают людей, что нужно срочно продать недвижимость и все полученные средства перевести на указанные ими счета.

 

Продолжается использование мошенниками и уже известных схем обмана наивных граждан.

 

1. Мошеннические действия производятся под предлогом оказания содействия родственнику, якобы попавшему в дорожно-транспортное происшествие или якобы задержанному правоохранительными органами. Денежные средства потерпевший передаёт прибывшему к нему курьеру, который в дальнейшем перечисляет полученные денежные средства на указанные мошенниками банковские счета, при этом 15% оставляя себе.

2. Мошеннические действия производятся под предлогом дополнительного заработка, участия в торгах на бирже, инвестирования в ценные бумаги. Граждан заманивают яркими вывесками, названиями созвучными с названиями крупных нефтегазодобывающих компаний и холдингов, «исключительными» предложениями, возможностью получения высокого дохода, вынуждают потерпевшего вносить крупные суммы, без возможности вывода денежных средств в дальнейшем. Потерпевшими могут оказаться все категории граждан, независимо от пола, образования, экономического, национального, социального статуса, а также возраста.

3. С использованием торговых площадок, объявлений о купле/продаже в социальных сетях:

- путем размещения «фиктивного» объявления о продаже товара по цене значительно ниже рыночной. Как правило, переписка между покупателем и мошенником ведется на торговой площадке либо с использованием мессенджеров WhatsApp, Telegram, Viber. В ходе общения мошенник входит в доверие и вынуждает жертву оплатить товар полностью либо внести предоплату путем электронных переводов. После оплаты контакты с покупателем прекращаются, его блокируют, объявление удаляют;

- хищения денежных средств под предлогом покупки товара. В данном случае переписка между продавцом и мошенником также ведется с использованием сообщений на сайте, либо с использованием мессенджеров WhatsApp, Telegram, Viber. Продавца убеждают направить товар доставкой, сообщая, что товар оплачен, и для получения денежных средств необходимо перейти по ссылке, которую скидывают на телефон продавца. После перехода по ссылке продавец попадает на фишинговый сайт доставки, где вносит свои персональные данные и реквизиты банковской карты, сумму для получения. После нажатия на «окно» «Получить деньги», денежные средства списываются с расчетного счета продавца. Кроме того, в дальнейшем мошенники убеждают продавца, что произошел сбой и для возврата денежных средств необходимо обратиться в службу поддержки, перейдя по ссылке. Продавец, перейдя по ссылке, вновь попадает на фишинговый сайт, где указывает свои данные, реквизиты карты и сумму, якобы необоснованно списанную. После нажатия на «окно» «Получить деньги» с расчетного счета продавца повторно списываются денежные средства.

Таким же способом совершается хищение денежных средств через сайт по поиску попутчиков: мошенники размещают объявления с предложением услуги по пассажироперевозке. Когда пользователь откликается на объявление, мошенник в чате на сайте просят его связаться с ним в WhatsApp по определённому номеру телефона. Затем, в ходе переписки в WhatsApp клиенту предлагают оплатить поездку и скидывают ему ссылку на фишинговый сайт для оплаты поездки. После перехода на сайт, пользователь вводит реквизиты своей банковской карты, далее денежные средства списываются на счёт мошенники.

4. Хищение денежных средств с использованием социальных сетей. От имени потерпевшего его знакомым, друзьям, родственникам приходит сообщение с просьбой одолжить денежные средства. Также злоумышленники рассылают сообщение о сборе денежных средств на лечение больного ребенка, похороны и т.д.

5. Оформление кредита в микрофинансовых организациях без ведома потерпевшего. Хищение осуществляется путём перебора сим-карт для поиска активного аккаунта заёмщка и использование личного кабинета лица, ранее оформлявшего в микрофинансовых организациях заём.

6. Под предлогом получения возврата или получения компенсации денежных средств за ранее приобретенные биологически активные добавки (БАДы): мошенники, представляясь сотрудниками правоохранительных органов, в телефонном разговоре с потерпевшим сообщают тому, что задержали преступников, занимавшихся ранее продажей некачественных пищевых добавок. Для получения компенсации необходимо оплатить налог, открытие счета, транзакцию и т.п. В результате граждане, рассчитывая получить компенсацию, перечисляют мошенникам денежные средства, сумма которых превышает сумму обещанной компенсации.





Дата изменения: 27.10.2023 09:31:15

Возврат к списку