Специальная оценка условий труда на рабочих местах (СОУТ), оценка профессиональных рисковКак провести оценку профессиональных рисковИнспекторы труда начали штрафовать за отсутствие оценки рисков. Редакция совместно с Рострудом подготовила пошаговый алгоритм оценки рисков с образцами документов, реальными примерами и расчетчиком уровня риска. В рекомендации – зачем проводить оценку рисков, как выявить, идентифицировать и оценить риски и провести их корректировку – пошаговый алгоритм, какие документы по оценке рисков должны быть в организации, как провести корректировку рисков после их оценки и какую ответственность несет работодатель за непроведение оценки рисков. Зачем проводить оценку профессиональных рисковКаждый работодатель вне зависимости от формы собственности, размера предприятия и вида экономической деятельности должен провести процедуру оценки и управления профессиональными рисками. Поскольку работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда, а оценка рисков – один из основных элементов системы. Это указано в статьях 209 и 212 ТК и пунктах 29, 33–39 типового положения о СУОТ, утвержденного приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н (далее – Положение). Кроме того, оценка рисков помогает снизить риск возникновения несчастных случаев и профзаболеваний на конкретном рабочем месте и выявить, какие меры по обеспечению безопасности на предприятии необходимо принимать в первую очередь. Также, оценка рисков помогает повысить мотивацию работников соблюдать требования охраны труда, социальную защищенность работников и квалификацию персонала, а также обеспечить экологическую безопасность производства. При внеплановых проверках и расследованиях несчастных случаев инспекторы ГИТ будут оценивать эффективность внедренной в организации системы управления охраной труда, в том числе и процедуру управления рисками. Ситуация: может ли организация самостоятельно провести оценку профессиональных рисков или необходимо нанимать специализированную организацию Да, может. В настоящее время нет обязательных требований к порядку оценки уровня профессионального риска. Поэтому организация имеет право провести оценку и управление рисками как самостоятельно, так и заключить договор на оценку рисков со сторонней организацией. Если приняли решение провести оценку рисков собственными силами, то установите и закрепите в локальных актах организации порядок оценки уровня профессионального риска. Как организовать процедуру управления рисками в организации, указано в пункте 33 Положения. Какие должны быть документы по оценке рисковПропишите регламент процедуры оценки рисков в положении организации о СУОТ. Это указано в Положении. После выявления опасностей сформируйте реестр опасностей. Это указано в пункте 34 Положения. В этот документ внесите информацию о возможных опасностях на рабочем месте, вероятность их возникновения и меры, принятые для уменьшения опасностей. Опасности укажите в порядке уменьшения уровня риска (п. 36 Положения). Составьте план мероприятий по корректировке рисков, в нем укажите меры, которые должны быть приняты для устранения или уменьшения рисков, укажите ответственного за каждый конкретный пункт плана, сроки его выполнения, при необходимости – источники финансирования. Кроме того, результаты проведения оценки рисков и всех его промежуточных и итоговых процедур укажите в отчете о профрисках. Прямого указания на необходимость наличия плана мероприятий и отчета о профрисках нет, но пункт 38 Положения указывает на то, что процедура оценки рисков в организации должна быть прописана.
Как провести оценку рисковПроцесс управления рисками состоит из трех этапов: идентификация (выявление) опасностей; оценка уровней рисков; разработка мероприятий по снижению либо контролю уровней рисков. Процедура оценки рисков в законодательстве не прописана. Поэтому оценку рисков предприятия проводят самостоятельно. Для выявления, идентификации и оценки рисков можно нанять стороннюю экспертную организацию или провести процедуру своими силами. Если в организации приняли решение провести оценку рисков своими силами, то можно разработать собственный алгоритм процедуры либо воспользоваться алгоритмом из четырех шагов, который разработали эксперты Системы Охрана Труда. Достоинство этого алгоритма – простота реализации на практике. Шаг 1. Создайте комиссию по оценке рисков. Оценку рисков может проводить специалист по охране труда или служба охраны труда, но эффективнее создать комиссию из трех–семи человек. Состав комиссии определяют в зависимости от количества работников и сферы деятельности организации. В состав комиссии можно добавить главного инженера, ответственного за пожарную безопасность, ответственного за электробезопасность, начальников структурных подразделений, представителей профсоюза и т. д. Обязательно участие работников в процессе идентификации опасностей. Члены комиссии не обязаны иметь специальную подготовку, но должны знать, как выявлять опасности и оценивать риски. Обучить сотрудников проводить оценку рисков можно самостоятельно либо с привлечением сторонних организаций. Скачать образец приказа о создании комиссии по проведению оценки профрисков Пример: создание комиссии по оценке рисков и обучение ее членов непосредственно в организации В торговой организации с численностью работников 50 человек ответственным за оценку рисков в компании назначили специалиста по охране труда. Руководитель организации своим приказом утвердил комиссию по оценке рисков, в состав которой добавил начальника склада, поскольку склад – это самое травмоопасное место в организации и за последние пять лет на его территории произошло три несчастных случая, а также ответственного за электробезопасность, так как один из несчастных случаев в организации произошел из-за удара работника электрическим током. Специалист по охране труда был назначен председателем комиссии. Для обучения членов комиссии не привлекали сторонние организации, специалист по охране труда сам в устной форме разъяснил работникам процедуру проведения оценки рисков. Ситуация: кого назначают ответственным за оценку профессионального риска Работодатель сам решает, кого назначить ответственным за оценку профрисков. Процедура оценки рисков в законодательстве четко не прописана. Поэтому работодатель сам устанавливает порядок проведения анализа и оценки рисков, а также назначает ответственных за проведение (п. 36, 37 Положения). Обычно эту обязанность возлагают на главного инженера или руководителя службы охраны труда. Шаг 2. Выявите (идентифицируйте) опасности. Идентификация или выявление опасностей, которые могут причинить ущерб жизни или здоровью работников, – первый и основной этап процесса управления рисками. В чем разница между опасностью и рискомОпасность – это потенциальный источник возникновения для ущерба жизни и здоровья работника. Такими источниками могут быть производственное или офисное оборудование, технологические операции, применяемые сырье и материалы, которые сотрудник использует во время работ, и т. п. Риск – это сочетание вероятности события и его последствий. Термин «риск» обычно используют тогда, когда существует возможность негативных последствий. Риск, который связан с конкретной опасностью, определяют как сочетание вероятности ущерба и тяжести ущерба. Это следует из ГОСТ Р 51898-2002, ГОСТ Р 51901.1-2002, ГОСТ 12.0.230-2007 и ГОСТ Р 12.0.010-2009. Изучите, какие опасности могут возникнуть при выполнении сотрудниками типовых и нетиповых работ. А также опасности, которые возникают вне рабочего места или во время аварий и способны негативно повлиять на здоровье и безопасность работников. Если рабочее место работника стационарное – проведите выявление опасностей на его рабочем месте. Если работники в течение дня передвигаются по территории и находятся в различных помещениях организации, опасности выявляются по всем рабочим зонам. Чтобы выявить опасности, установите все источники, ситуации, действия или их комбинации, которые могут стать причиной травмы или ухудшения состояния здоровья работников. Документы и информация, которые можно использовать, чтобы выявить опасности: 1. НПА, локальные документы по охране труда и безопасности работ, которые относятся к определенному рабочему процессу. Например, если нет инструкции по охране труда для какого-либо вида работ, то это риск «опасность, связанная с отсутствием на рабочем месте инструкций, содержащих порядок безопасного выполнения работ, и информации об имеющихся опасностях, связанных с выполнением рабочих операций». 2. Результаты специальной оценки условий труда – позволят определить вредные факторы, которые влияют на работника. 3. Техническая документация на оборудование и технологическая документация на процессы. В ней обычно прописывают потенциальные риски при работе с оборудованием, кроме того, в документации прописано, как работает оборудование и проходят технологические процессы, – это позволяет самостоятельно определить дополнительные риски. 4. Информация о веществах и инструментах, которые участвуют в технологическом процессе, – это позволит определить риски, которые возникают при работе сотрудников с инструментами и веществами. 5. Сведения о происшедших авариях, инцидентах, несчастных случаях и профессиональных заболеваниях в организации и результаты их расследования. Помогут увидеть, при каких работах и производственных процессах в организации работники подвергаются наиболее сильным рискам. 6. Доступные сведения и статистические данные о несчастных случаях и производственном травматизме в похожих организациях. С их помощью можно узнать, во время каких работ сотрудники подвергаются потенциальным рискам, и уделить больше внимания безопасности выполнения этих работ. Данные можно узнать из докладов Ростехнадзора, которые ведомство публикует на своем официальном сайте, кроме того, многие компании публикуют статистику несчастных случаев на своих интернет-сайтах. 7. Жалобы работников, которые связаны с ненадлежащими условиями труда, и предложения по улучшению условий труда. Некоторые риски сложно выявить при проверках и аудитах, их могут заметить только работники, которые сталкиваются с ними во время выполнения работ. 8. Предписания надзорных органов в области охраны труда и промышленной безопасности. Позволят выявить, в каких сферах в организации были нарушения и каким рискам подвергались работники, и уделить этим сферам повышенное внимание. При выявлении факторов риска рассмотрите только те опасности, которые могут привести к получению травм, ухудшению здоровья работников или к смертельному исходу. При идентификации опасностей можно пользоваться списком опасностей из пункта 35 Положения. Внимание: работодатель сам устанавливает порядок выявления и идентификации опасностей. По результатам идентификации составьте перечень опасностей. Составьте его самостоятельно либо воспользуйтесь электронным реестром опасностей. Пример: выявление и идентификация опасностей Представители комиссии по оценке рисков проводили идентификацию опасностей на рабочих местах сотрудников бухгалтерии. Сначала члены комиссии проверили, какие существуют опасности на пути работников от проходной до кабинета, при входе в кабинет они увидели высокий порог, значит, есть опасность, что работники могут споткнуться и получить травму. Комиссия идентифицировала опасность как «опасность падения из-за потери равновесия, в том числе при спотыкании или подскальзывании, при передвижении по скользким поверхностям или мокрым полам», руководствуясь пунктом 35 Положения, и добавила в перечень опасностей. Далее члены комиссии изучили, каким оборудованием и приборами бухгалтеры пользуются во время работы и перерывов. Поскольку работники бухгалтерии используют при работе ПК, принтер и сканер, которые подключены к электросети, поэтому комиссия добавила в перечень «опасность поражения током вследствие контакта с токоведущими частями, которые находятся под напряжением из-за неисправного состояния (косвенный контакт)». При осмотре кабинета представители комиссии обнаружили, что отсутствуют аптечки, поскольку в пункте 35 Положения есть этот риск: «опасность, связанная с отсутствием на рабочем месте аптечки первой помощи, инструкции по оказанию первой помощи пострадавшему на производстве и средств связи», его тоже добавили в перечень. После того как комиссия провела осмотр рабочих мест бухгалтеров, члены комиссии проверили локальные документы по охране труда и обнаружили, что бухгалтеры не прошли обучение по охране труда, комиссия идентифицировала риск: «опасность, связанная с допуском работников, не прошедших подготовку по охране труда» и добавила в перечень. Кроме того, в перечень добавили риски: «опасность от вдыхания дыма, паров вредных газов и пыли при пожаре», «опасность воспламенения», «опасность воздействия открытого пламени», «опасность воздействия повышенной температуры окружающей среды», «опасность воздействия пониженной концентрации кислорода в воздухе», «опасность воздействия огнетушащих веществ», «опасность возникновения взрыва, происшедшего вследствие пожара», «опасность ожога при взрыве», «опасность воздействия ударной волны» и «опасность воздействия осколков частей разрушившихся зданий, сооружений, строений», поскольку пожар может возникнуть в каждой организации. Шаг 3. Оцените уровень профрисков. Следующий этап – это оценка уровней рисков от выявленных опасностей. Риск определяют как сочетание вероятности причинения ущерба и тяжести ущерба. Оценку уровней рисков проводят для их ранжирования и определения приоритетности мер по снижению уровней наиболее высоких рисков, мер контроля менее значимых рисков, а также методов оценки принятых мер и их эффективности. Оценивать нужно не только существующие риски, но и возможные риски при вводе в эксплуатацию новых зданий, оборудования, внедрении новых процессов и рабочих мест. Методы оценки уровня профессиональных рисков работодатель определяет с учетом характера своей деятельности и сложности выполняемых операций. Допускают использование разных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций (п. 36, 37 Положения). Выбрать подходящий для себя метод, можно, например, в приложении В к ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010–2011 или ГОСТ 12.0.230.4-2018. Внимание: гОСТ 12.0.230.4-2018 вступает в силу 1 июня 2019 года, но поскольку стандарт носит рекомендательный характер, использовать его при оценке рисков можно уже сейчас. На практике для оценки уровня профрисков часто используют простой и эффективный метод Файна – Кинни. По этому методу для каждой выявленной опасности рассчитайте индекс профессионального риска (далее – ИПР). Величину ИПР определяют, перемножив балльные значения трех показателей: вероятности, подверженности и последствий наступления событий из таблицы 1, по формуле: ИПР = Вр × Пд × Пс. Таблица. Определение ИПР по методу Файна – Кинни
Чтобы ускорить расчет уровня рисков, воспользуйтесь расчетчиком. Пример: Оценка рисков Комиссия по оценке рисков выявила и идентифицировала опасности на рабочих местах и составила перечень опасностей. Далее представители комиссии стали рассчитывать индекс профессионального риска по методу Файна – Кинни для «опасности падения из-за потери равновесия, в том числе при спотыкании или подскальзывании, при передвижении по скользким поверхностям или мокрым полам», которая возникла из-за того, что при входе в кабинет бухгалтерии высокий порог, о который можно споткнуться и получить травму. Чтобы рассчитать риск, члены комиссии изучили статистику несчастных случаев в организации и опросили бухгалтеров, часто ли они спотыкаются о порог. Изучив статистику, выявили, что несчастных случаев, которые произошли из-за того, что работники спотыкались о порог, в организации не было. Опрос показал, что бухгалтеры спотыкаются о порог примерно раз в месяц. Таким образом, риск споткнуться о порог не характерен для работников бухгалтерии, но возможен. По таблице «Определение ИПР по методу Файна – Кинни» для критериев риска поставили оценки: вероятность риска – 3 балла, нехарактерно, но возможно; подверженность – 10 баллов, поскольку бухгалтера входят и выходят из кабинета много раз в день; последствия – 7 баллов, так как при оценке последствий желательно выбирать наиболее худший случай – это позволяет более точно оценить риски. Представители комиссии решили, что есть вероятность, что работник может неудачно упасть и получить тяжелую травму. Перемножив баллы, комиссия рассчитала, что ИПР равен 210. Далее комиссия оценила риск «опасность поражения током вследствие контакта с токоведущими частями, которые находятся под напряжением из-за неисправного состояния (косвенный контакт)». Представители комиссии изучили статистику несчастных случаев в организации из-за ударов током, документы по электробезопасности, проверили, проводят ли работникам инструктажи на первую группу по электробезопасности, соблюдены ли требования электробезопасности в кабинете, и провели опрос работников бухгалтерии, не было ли случаев удара током от бытовых приборов. Комиссия выяснила, что несчастных случаев по этой причине не происходило, требования электробезопасности соблюдаются, документы в порядке, инструктажи регулярно проводят, а работники сказали, что случаев удара током не было. По таблице для критериев риска поставили оценки: вероятность риска – 0,2 балла, поскольку прецедентов не было, а вероятность удара током от бытовых приборов, учитывая соблюдение всех требований безопасности и состояние проводки, мала; подверженность – 10 баллов, поскольку бухгалтера во время работы постоянно используют ПК и несколько раз в день пользуются другими электроприборами; последствия оценили в 15 баллов, поскольку от удара током работник может умереть. Перемножив баллы, комиссия рассчитала, что ИПР равен 30. ИПР для остальных рисков представители комиссии рассчитывали аналогично. Шаг 4. Проведите корректировку оценки рисков. Заключительный этап оценки рисков – оформление реестра опасностей и проведение корректировки. По результатам оценки рисков составьте их перечень в зависимости от уровня каждого риска. Для того чтобы уменьшить риски, устраните или уменьшите факторы опасности. Для этого проведите мероприятия по снижению уровня риска в указанном порядке: исключите опасную или вредную работу, процедуру, процесс, сырье, материалы, оборудование и т. п.; замените опасную или вредную работу, процедуру, процесс, сырье, материалы, оборудование и т. п.; внедрите технические методы ограничения риска воздействия опасностей на работников; внедрите административные методы ограничения риска воздействия опасностей на работников; обеспечьте работников СИЗ. Составьте план по управлению и контролю рисков. Управлению подлежат все оцененные риски вне зависимости от их уровня. Таблица. Определение срочности мероприятий в зависимости от уровня риска
В результате предпринятых действий и мер управления риск должен быть снижен до небольшого или возможного риска. Если риск остается выше среднего, разработайте новые мероприятия по его снижению и проведите повторную оценку. Если и после этого риск остается выше среднего, то необходимо принципиально пересмотреть метод выполнения работ. Повторите оценку вероятности с учетом всех действующих и плановых профилактических мероприятий. Получится вероятность остаточного риска. Повторите оценку степени тяжести с учетом всех действующих и плановых мероприятий по снижению риска. Получится степень тяжести остаточного риска. Внимание: после снижения уровней рисков необходимо провести повторную оценку рисков и установить их уровень, а также разработать меры контроля уровня риска для того, чтобы он оставался на допустимом или приемлемом для работодателя уровне. Пример: уменьшение уровня риска Комиссия рассчитала, что ИПР равен 210 для риска «опасность падения из-за потери равновесия, в том числе при спотыкании или подскальзывании, при передвижении по скользким поверхностям или мокрым полам», то есть это высокий уровень риска и он требует принятия неотложных мер. Члены комиссии изучили порог и решили, что его можно убрать и риск полностью исчезнет. Они занесли эти сведения в перечень мер по управлению рисками, установив срок в один месяц и назначив ответственным сотрудника АХО. Далее комиссия рассмотрела «опасность поражения током вследствие контакта с токоведущими частями, которые находятся под напряжением из-за неисправного состояния (косвенный контакт)», ИПР которой равен 30. По таблице – это возможный риск, которому необходимо уделить внимание, поэтому комиссия указала в перечне мер об обязанности ответственного по электробезопасности проводить инструктажи, следить за состоянием бытовых приборов и проводки. Уровень риска и срочность мероприятий по профилактике для остальных опасностей определяют аналогично. Какая ответственность за непроведение оценки рисковЗа непроведение оценки рисков могут выдать предупреждение или наложить штраф по части 1 статьи 5.27.1 КоАП. Сумма штрафа составит: для должностных лиц – от 2000 до 5000 руб.; для ИП – от 2000 до 5000 руб.; для юрлиц – от 50 000 до 80 000 руб. Сводная ведомость результатов проведения специальной оценки условий трудаКак организовать и провести специальную оценку условий трудаЧтобы организовать и провести спецоценку: · утвердите состав комиссии по проведению СОУТ и график ее проведения; · составьте список рабочих мест для оценки; · выберите аккредитованную организацию и заключите с ней договор; · подпишите отчет по результатам спецоценки; · разместите результаты спецоценки на своем сайте; · сообщите в ФСС о результатах; · ознакомьте работников с результатами; · подайте декларацию в инспекцию труда. Кому и когда провести СОУТС 1 января 2014 года все организации обязаны проводить специальную оценку условий труда. В отношении некоторых рабочих мест спецоценку можно проводить поэтапно. Завершить специальную оценку нужно до 31 декабря 2018 года. Внимание: результаты аттестации, которую провели до 1 января 2014 года, действуют в течение пяти лет со дня ее завершения (приказ Минздравсоцразвития от 26.04.2011 № 342н). Исключение – случаи, когда необходимо провести внеплановую специальную оценку условий труда. Спецоценку на рабочем месте проводят не реже одного раза в пять лет. Срок исчисляют со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. СОУТ проводят: · организации, которые в прошлые годы не проводили аттестацию рабочих мест либо проводили, но срок действия результатов уже закончился; · организации, в которых организованы новые рабочие места (не считая рабочих мест дистанционных работников) или изменился технологический процесс. Три группы рабочих мест требуют безотлагательной спецоценки, если на них ранее не проводили аттестацию рабочих мест либо истек срок действия ее результатов: · 1-я группа: рабочие места сотрудников, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; · 2-я группа: рабочие места, предполагающие гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда; · 3-я группа: рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестаций или СОУТ были установлены вредные или опасные условия труда. Это указано в части 6 статьи 27 Закона № 426-ФЗ. Спецоценку не проводят в отношении условий труда: · надомников; · дистанционных работников; · работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Такого же мнения придерживается Минтруд (письмо от 08.06.2017 № 15-1/ООГ-1593). Внимание: в настоящее время не проводят специальную оценку условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих и муниципальных служащих (письмо Минтруда от 24.12.2014 № 15-1/В-1978). Спецоценку в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих дополнительно регулируют федеральные и региональные законы, другие нормативно-правовые акты (п. 4 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). До настоящего времени порядок проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских и муниципальных служащих не урегулирован. Об этом говорится в пункте 3 статьи 3 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Такого же мнения придерживается Минтруд (письмо от 08.06.2017 № 15-1/ООГ-1593). По каким правилам провестиПроведение спецоценки регулируют: · Трудовой кодекс РФ; · Закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ); · методика проведения специальной оценки условий труда, утвержденная приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н; · методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, утвержденная приказом Минтруда России от 5 декабря 2014 г. № 976н; · приказ Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда» и т. д. Для отдельных видов деятельности, указанных в постановлении Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. № 290, установлены особенности проведения спецоценки (ч. 7 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Таблица. Виды деятельности, для которых установлены особые правила проведения спецоценки.
Как сформировать комиссиюЗа организацию и проведение спецоценки отвечает комиссия. Число ее членов должно быть нечетным. Состав и порядок деятельности комиссии утверждают приказом работодателя. Эксперты организации, проводящей СОУТ, в комиссию не входят. Скачать положение о комиссии по проведению спецоценки условий труда Комиссию формируют из представителей работодателя, в ее состав должны входить: · специалист по охране труда; · представители профсоюза. Комиссию возглавляет непосредственно сам работодатель или его представитель, наделенный правом подписи. Подписать заключительный акт может уполномоченный представитель организации, если такое право закреплено за ним в доверенности. Особые правила действуют для малых предприятий. Они включают в состав комиссии: · работодателя (индивидуальный предприниматель, руководитель организации); · других полномочных представителей работодателя; · специалиста по охране труда либо другое лицо, исполняющее его функции; · представителей выборного органа первичной профсоюзной организации или иного аналогичного органа. СХЕМА. РАБОТА КОМИССИИ ПО СОУТ Ситуация: освобождают ли работников, которые входят в комиссию по спецоценке, от их основной работы на период СОУТ
Как оформить графикЖестких требований к графику спецоценки нет – документ составляют в свободной форме. Сроки проведения СОУТ также не установлены. Все зависит от количества рабочих мест в организации и условий труда на них. График можно составить отдельным приказом, включить в текст приказа о СОУТ или оформить в качестве приложения к нему. В графике проведения спецоценки указывают ее сроки и этапы. Все члены комиссии по проведению СОУТ должны ознакомиться с графиком под подпись. Как составить список рабочих местКомиссия определяет перечень рабочих мест, на которых надо провести спецоценку. Для этого составляют документ в свободной форме. Отдельно указывают аналогичные места. Они должны отвечать следующим требованиям (п. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ): · располагаться в одном или нескольких однотипных производственных помещениях; · оборудоваться однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения; · на них должны работать люди одинаковой профессии, должности, специальности; · на них должны вестись однотипные технологические процессы и выполняться одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме работы; · на них должны пользоваться одинаковыми инструментами, приспособлениями, оборудованием, материалами, сырьем и СИЗ. СХЕМА. АНАЛОГИЧНЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА
Если выявлены аналогичные рабочие места, СОУТ достаточно провести в отношении 20 процентов от их общего числа (минимум двух). Затем результаты оценки распространяют на все аналогичные рабочие места. На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки условий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников. Если в ходе проведения специальной оценки условий труда выявят хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует признакам аналогичности, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, то специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными. Об этом говорится в статье 16 Закона № 426-ФЗ. Как выбрать организациюОбщие требования к организациям, которые вправе проводить специальную оценку условий труда, прописаны в статье 19 Закона № 426-ФЗ. Требования к организации: · должна быть независимой по отношению к работодателю; · в уставных документах организации проведение спецоценки указано в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности; · наличие не менее пяти экспертов, которые работают по трудовому договору с сертификатом на право проведения СОУТ. Как минимум один эксперт должен иметь высшее образование по специальности «общая гигиена», «гигиена труда», «санитарно-гигиенические лабораторные исследования» (статья 20 Закона № 426-ФЗ); · наличие в качестве структурного подразделения аккредитованной испытательной лаборатории, областью аккредитации которой является проведение исследований и измерений вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1–11 и 15–23 части 3 статьи 13 Закона № 426-ФЗ; · организация занесена в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, ее деятельность не должна быть приостановлена. Минтруд России ведет реестр организаций, проводящих СОУТ. Проверить, входит ли туда конкретная организация, можно на официальном сайте Минтруда России.
Как проходит идентификация и измерение вредных и опасных производственных факторовНа подлежащих спецоценке рабочих местах эксперт организации, проводящей СОУТ, определяет перечень вредных и опасных производственных факторов, которые нужно исследовать и измерить. Для этого он сопоставляет имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса с факторами из классификатора. Если выявленные факторы совпадают сприведенными в классификаторе, их признают идентифицированными (п. 6 методики). Если вредные или опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении их исследований и измерений в соответствии с методикой проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н (далее – Методика). По результатам проведения исследований и измерений вредных или опасных факторов эксперт классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности или опасности по классам (подклассам) условий труда. СХЕМА. ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЕРТУ ПО СОУТ Как определить класс условий трудаУсловия труда по степени вредности и опасности подразделяют на четыре класса: 1-й класс – оптимальные условия труда. К нему относят условия труда, при которых воздействие на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, а также создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности сотрудника; 2-й класс – допустимые условия труда. Это такие условия, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены); 3-й класс – вредные условия труда. Сюда относят такие условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами условий труда; 4-й класс – опасные условия труда. Речь идет об условиях труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные или опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности. В свою очередь 3-й класс вредных условий труда имеет следующие подклассы: подкласс 3.1 – вредные условия труда 1-й степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные или опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника не восстанавливается до следующего рабочего дня (смены), прекращения воздействия данных факторов и увеличивается риск повреждения здоровья; подкласс 3.2 – вредные условия труда 2-й степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные или опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника. Результат таких изменений – появление и развитие начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной работы в таких условиях (15 и более лет); подкласс 3.3 – вредные условия труда 3-й степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные или опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника. Результат таких изменений – появление и развитие профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности; подкласс 3.4 – вредные условия труда 4-й степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные или опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности. Об этом говорится в статье 14 Закона № 426-ФЗ. Классификатор вредных и опасных факторов приведен в приказе Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. Эксперт организации, которая проводит спецоценку, может снизить в ходе ее проведения установленный класс или подкласс условий труда на рабочем месте. Методика снижения класса условий труда при применении СИЗ утверждена приказом Минтруда России от 5 декабря 2014 г. № 976н. Как оформляют отчет по результатамПосле окончания СОУТ проводившая ее организация составляет отчет о ее проведении. Его форма и инструкция по заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. Отчет о проведении СОУТ утверждает председатель и подписывают все члены комиссии. Отчет о проведении СОУТ содержит: · данные об организации, которая провела спецоценку; · перечень рабочих мест с указанием вредных и опасных производственных факторов; · карты СОУТ; · протоколы проведения исследований и испытаний; · протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований и испытаний (при его наличии); · сводную ведомость СОУТ; · перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников; · заключения эксперта организации, проводящей СОУТ. Внимание: срок утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда не установлен. В течение трех рабочих дней после его утверждения работодатель должен уведомить организацию, проводившую спецоценку. Сделать это можно любым доступным способом. Также в течение трех рабочих дней работодатель направляет организации, проводившей СОУТ, копию отчета о спецоценке заказным письмом с уведомлением о вручении либо электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью. Таковы требования пункта 5.1 статьи 15 Закона № 426-ФЗ.
Работодатель вправе (ст. 4 Закона № 426-ФЗ): · требовать от организации, проводящей СОУТ, обоснования результатов ее проведения; · проводить внеплановую СОУТ; · требовать от организации, проводящей СОУТ, документы, подтверждающие ее соответствие требованиям, установленным статьей 19 Закона № 426-ФЗ; · обжаловать в порядке, установленном статьей 26 Закона № 426-ФЗ, действия (бездействие) организации, проводящей СОУТ. Разногласия по вопросам проведения СОУТ, жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей СОУТ, рассматривают территориальные ГИТ (ст. 26 Закона № 426-ФЗ). Если работодатель не согласен с результатами СОУТ, он может провести государственную экспертизу условий труда (ст. 216.1 ТК РФ).
В карте специальной оценки условий труда работников указывают (раздел III приложения 3 к приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н): · полное наименование работодателя; · адрес местонахождения работодателя; · фамилию, имя, отчество руководителя; · адрес электронной почты. По окончании СОУТ декларацию подают в ГИТ по местонахождению фактического адреса – рабочего места работника, а не по юридическому адресу. Например, у организации с юридическим адресом в Москве есть сеть подразделений по стране. В одном из них, во Владивостоке, провели СОУТ. Сведения о спецоценке подают в ГИТ Владивостока, а не в ГИТ Москвы. Как оформляют заключение экспертаЗаключения экспертов организации, проводящей специальную оценку условий труда, наряду с другими документами обязательно включают в отчет о проведении СОУТ. Форма заключения законодательно не установлена, она может быть произвольной. Требования к форме заключения эксперта об отсутствии на рабочем месте вредных или опасных факторов также не предъявляются. Состав и правила оформления реквизитов деловых документов регламентированы: · ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»; · ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения». Различные документы имеют разный набор реквизитов, который зависит от назначения документа. В данном случае, на наш взгляд, следует использовать следующие реквизиты заключения эксперта: · наименование вида документа; · дата документа; · регистрационный номер документа; · место составления документа; · заголовок к тексту; · текст документа; · отметка о наличии приложения, названного в тексте (при условии наличия); · подпись эксперта (наименование должности лица, подписавшего документ, номер в реестре экспертов, личная подпись); · расшифровка подписи (инициалы, фамилия). В текстовой части заключения эксперта по аналогии с формой декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (приказ Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н) указывают следующие сведения: · наименование должности, профессии или специальности работников, занятых на рабочих местах; · индивидуальные номера рабочих мест; · численность занятых работников в отношении каждого рабочего места, на которых не выявлены вредные или опасные производственные факторы. Как рассмотреть разногласия по итогам спецоценкиРазногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, в том числе несогласие сотрудника с ее результатами, а также жалобы работодателя на действия или бездействие организации, которая проводила оценку, рассматривают трудовые инспекции. Порядок обращения, а также алгоритм действий трудовой инспекции после получения жалобы прописаны в Административном регламенте, утвержденном приказом Минтруда России от 5 декабря 2016 г. № 709н. Работодатель может подать в трудовую инспекцию заявление о несогласии с проведеннойспецоценкой условий труда. Форма заявления произвольная, но включите в него следующие данные: · полное наименование работодателя; · почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона; · предмет разногласий и доводы, на основании которых работодатель не согласен с порядком проведения или результатами спецоценки; · информацию об организации, которая проводила спецоценку: полное наименование, организационно-правовую форму, почтовый адрес, адрес электронной почты, номера контактных телефонов, фамилию, имя, отчество руководителя или его заместителя; · дату заявления. К заявлению приложите заверенные копии материалов отчета о результатах спецоценки, по которым есть разногласия. Заявление и прилагаемые к нему документы можно передать в Роструд: · лично на бумаге; · заказным письмом с уведомлением о вручении; · в электронном виде через Интернет. Трудовая инспекция рассмотрит заявление в течение 30 рабочих дней с даты приема. Если трудовая инспекция подтвердит разногласия, она: · проинформирует о своем решении работодателя, который подавал заявление; · направит предписание в региональный орган исполнительной власти в области охраны труда с указанием провести экспертизу специальной оценки условий труда; · выдаст организации, которая проводила спецоценку, предписание об устранении нарушений законодательства. Если по результатам проверки разногласия, которые изложены в заявлении, трудовая инспекция не подтвердит, она проинформирует работодателя об этом. Такой порядок приведен в пунктах 14, 15, 20–23, 76 Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 5 декабря 2016 г. № 709н. Работодатель, сотрудник, профсоюз либо иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты спецоценки сразу в суд, минуя трудовую инспекцию. Кроме того, в случае несогласия с результатами спецоценки можно обратиться в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда для проведения экспертизы качества оценки условий труда. Об этом сказано в статье 26 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Как использовать результаты спецоценкиРезультаты специальной оценки используйте: · для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; · информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; · организации обязательных предварительных и периодических медосмотров; · обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты; · определения дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (ч. 3 ст. 428 НК РФ); · расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний; · обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний; · рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями; · предоставления сотрудникам гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда и т. д. Об этом говорится в статье 7 Закона № 426-ФЗ. Ситуация: кто должен передавать результаты проведения СОУТ в информационную систему учета С 1 января 2016 года организации, проводящие специальную оценку условий труда, должны передавать сведения о проведенной спецоценке в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда в форме электронного документа (ст. 18 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Такие правила установлены в пункте 11 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 3 ноября 2015 г. № 843н. Результаты проведения спецоценки передают в информационную систему учета в течение 10 рабочих дней со дня получения результатов проведения СОУТ. Перечень сведений, подлежащих передаче, определен пунктом 6 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 3 ноября 2015 г. № 843н. Организация, которая проводила специальную оценку, должна включить в состав передаваемых сведений следующую информацию о работодателе: · реквизиты работодателя; · реквизиты организации, которая проводила спецоценку; · сведения об аккредитации испытательной лаборатории, в том числе номер и срок действия аттестата аккредитации; · сведения об экспертах организации, проводившей спецоценку, а также участвовавших в ее проведении. В том числе фамилию, имя, отчество, должность и регистрационный номер записи в реестре экспертов организаций, которые проводят спецоценку; · сведения о средствах измерений, которые применяла испытательная лаборатория. В том числе наименование средства измерения и его номер в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, заводской номер, дату окончания срока действия его поверки, дату проведения измерений, наименования вредных или опасных производственных факторов, которые измерялись; · количество рабочих мест, на которых проведенаспецоценка; · распределение рабочих мест по классам и подклассам условий труда; · индивидуальный номер каждого рабочего места; · коды профессий сотрудников, занятых на каждом рабочем месте, в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов; · страховые номера индивидуальных лицевых счетов сотрудников, занятых на каждом рабочем месте; · численность сотрудников, занятых на каждом рабочем месте; · класс и подкласс условий труда на каждом рабочем месте; · основание для формирования прав на досрочную трудовую пенсию по старости; · сведения о произошедших несчастных случаях на производстве и о профзаболеваниях, выявленных у сотрудников. Какие компенсации назначить работникам по результатам спецоценкиТрудовой кодекс РФ определяет минимальные размеры и дифференцированный порядок предоставления компенсаций в зависимости от класса (подкласса) условий труда на рабочих местах, установленного по результатам СОУТ.
Повышенные или дополнительные компенсации за работу с вредными и опасными условиями труда работодатель вправе установить самостоятельно с учетом своего финансово-экономического положения (ст. 219 ТК РФ). Установленный перечень компенсаций работникам работодатель закрепляет в соответствующих локальных актах организации (коллективном договоре, соглашении, трудовом договоре и др.). В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливают. Ситуация: в каких случаях можно после спецоценки условий труда отменить работнику гарантии и компенсации за работу во вредных условиях Гарантии и компенсации, которые назначили работнику за работу во вредных условиях труда, можно отменить, если по результатам спецоценки условий труда: · выявили безопасные условия труда у работника – 1-й или 2-й класс; · подтвердили, что работодатель провел работы по снижению вредности на рабочем месте работника. Если обеспечить на рабочих местах безопасные условия труда, что подтверждают результаты СОУТ, компенсации за вредные условия труда сотрудникам не устанавливают и отменяют ранее установленные (информационное письмо Минтруда от 13.02.2013). Пример: Класс условий труда работника по результатам СОУТ изменился с 3.1 до 2 Технику Иванову по результатам аттестации рабочих мест полагалась повышенная зарплата и дополнительный отпуск. После проведения спецоценки условий труда класс условий труда у работника стал не 3.1, а 2 – допустимые условия труда. Работодатель отменил работнику повышенную зарплату и дополнительный отпуск. Если условия труда работников не изменились, но в связи с изменением законодательства работнику уже не полагаются гарантии и компенсации, то работодатель не может отменить их, если на рабочем месте сотрудника не проводили работы по уменьшению вредности (ч. 3 ст. 15 Закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ). Если же после проведения предыдущей аттестации работодатель провел работы по уменьшению вредности труда сотрудников и у работников изменился класс вредности условий труда на рабочем месте, что подтверждено СОУТ, то работодатель вправе отменить работнику гарантии и компенсации. Пример: Класс условий труда не изменился, работодатель не провел работу по уменьшению вредности Слесарю Петрову по результатам аттестации рабочих мест полагалась повышенная зарплата и дополнительный отпуск. После проведения спецоценки условий труда класс условий труда у работника остался прежним – 3.1 (вредные условия труда 1-й степени). Работы по уменьшению вредности работодатель на рабочем месте Петрова не проводил. По новому законодательству Петрову уже не положен дополнительный отпуск, но работодатель не смог его отменить (ч. 3 ст. 15 Закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ). Пример: Класс условий труда не изменился, работодатель провел работу по уменьшению вредности Администратору Сидорову по результатам аттестации рабочих мест полагалась повышенная зарплата и дополнительный отпуск. После проведения спецоценки условий труда класс условий труда у работника остался прежним – 3.1 (вредные условия труда 1-й степени). Однако работодатель провел работы по снижению уровня электромагнитного поля и улучшил освещенность на рабочем месте Сидорова. Работодатель отменил работнику дополнительный отпуск, но продолжил выплачивать повышенную зарплату. Как разместить информацию на сайтеРаботодатель обязан в течение 30 дней с момента утверждения отчета разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем сайте (при его наличии). В частности, там публикуют следующие данные: · установленные классы (подклассы) условий труда на рабочих местах; · перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась спецоценка. Указанные данные содержатся в разделах V–VI отчета о проведении СОУТ. Ситуация: как поступить работодателю, если организация, которая провела спецоценку, не передала результаты в Федеральную информационную систему учета результатов СОУТ Организация, которая проводила спецоценку, обязана передать ее результаты в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ст. 18 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», подп. 1 п. 5 приказа Минтруда России от 3 ноября 2015 г. № 843н «Об утверждении Порядка формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда»). Это касается и рабочих мест, на которые подают декларацию соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда. Сведения организация передает в течение 10 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью. Если организация не выполнит эту обязанность, работодатель вправе передавать сведения в территориальную ГИТ (ч. 4 ст. 18 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Сделать это можно и в электронной форме. В этом случае территориальная ГИТ передаст в информационную систему учета сведения в отношении объектов учета (ч. 2 ст. 18 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Как информировать ФССРаботодатель обязан сообщить в ФСС России сведения о результатах проведенной СОУТ (подп. 18 п. 2 ст. 17 Закона № 125-ФЗ). Для этого нужно заполнить специальную форму (приложение 1 к приказу ФСС России от 26 сентября 2016 г. № 381). Внимание: часть расходов на спецоценку можно зачесть в счет уплаты страховых взносов в ФСС. Процедура прописана в приказе Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н. Ситуация: как получить скидку к страховому тарифу по результатам спецоценки условий труда Чтобы получить скидку на следующий год, не позднее 1 ноября текущего года в территориальное отделение ФСС России представьте заявление. Скидки устанавливают с учетом спецоценки условий труда и итогов обязательных медосмотров сотрудников по состоянию на 1 января текущего года. Такие сведения указывают в таблице 5 формы 4-ФСС (абз. 2 п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 мая 2012 г. № 524, п. 14 Порядка, утвержденного приказом ФСС России от 26 сентября 2016 г. № 381). Скидки и надбавки к тарифам территориальные отделения фонда определяют по Методике, утвержденной приказом Минтруда России от 1 августа 2012 г. № 39н. Если на предприятии не проводили ни спецоценки условий труда, ни аттестации рабочих мест, применяют дополнительные тарифы страховых взносов (пункты 1 и 2 статьи 428 НК РФ). Если в организации проведена спецоценка условий труда, то по ее результатам применяют дифференцированную шкалу дополнительных тарифов (п. 3 ст. 428 НК РФ) или нулевые тарифы, если на рабочих местах установили оптимальные или допустимые условия труда (ч. 5 ст. 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ). Как ознакомить работников с результатамиОзнакомьте сотрудников с результатами спецоценки условий их труда в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета. В этот срок не входят периоды болезни, отпуска, командировки и междувахтового отдыха сотрудника (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Ознакомить сотрудников с результатами спецоценки можно, например, с помощью листа ознакомления, составленного в произвольной форме. Работник должен поставить дату и подпись напротив своей фамилии. Ситуация: какую запись сделать в трудовом договоре работника, если на его рабочем месте еще не провели спецоценку условий труда (СОУТ) Если спецоценка условий труда на рабочем месте работника еще не проведена, внесите в его трудовой договор информацию об условиях труда по результатам ранее проведенной аттестации рабочих мест. Если не проведены ни АРМ, ни СОУТ, запишите в трудовой договор подробную характеристику условий труда. Пример: заполнение пункта «Условия труда» трудового договора электромеханика связи, если на рабочем месте не провели ни аттестацию, ни спецоценку Рабочее место, на которое принимается работник, оснащено оборудованием импульсно-кодовой модуляции. На рабочем месте аттестация рабочих мест и специальная оценка условий труда не проводилась. Специальная оценка условий труда должна быть проведена в срок до «31» декабря 2018 года. В процессе работы на электромеханика могут воздействовать следующие вредные и опасные производственные факторы: ________________(перечислить из инструкции по охране труда). Должность электромеханика включена в список контингентов на предварительный и периодический медосмотр, обязательное психиатрическое освидетельствование. Работнику положена выдача СИЗ по пункту №_____ в Типовых нормах выдачи № _______. Работнику положена выдача смывающих и обезвреживающих средств, согласно приказу Минздравсоцразвития от 17.12.2010 № 1122н, в следующем количестве:_________ (указать). Ситуация: надо ли знакомить работников с условиями труда на рабочем месте, где нет карт СОУТ, а оформлена декларация Да, надо. Работодатель должен ознакомить работников с результатами оценки независимо от того, оформлена декларация на рабочее место или нет. Работодатель обязан информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты (ст. 212 ТК РФ). Также частью 2 статьи 5 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» установлено, что работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда. Работодатель должен ознакомить работников, на рабочих местах которых установлены допустимые условия труда, с декларацией соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и заключением эксперта об отсутствии вредных или опасных производственных факторов на рабочем месте. Кроме того, по результатам проведенной СОУТ необходимо внести соответствующие изменения в трудовой договор (оформить дополнительное соглашение). Ситуация: необходимо ли ознакомлять вновь принятого работника с существующей картой специальной оценки условий труда, если в трудовом договоре указаны условия труда на рабочем месте Да, необходимо. Прием на работу сотрудника производится в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, при этом статья 212 Трудового кодекса РФ обязывает работодателя обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты. Согласно статье 57 Трудового кодекса РФ обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: · условия труда на рабочем месте; · гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте. Частью 2 статьи 5 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» определено, что работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда. Таким образом, проводить ознакомление вновь принятого работника с существующей картой СОУТ необходимо. С картой СОУТ можно ознакомить работника, например, при проведении вводного инструктажа специалистом по охране труда. Ситуация: как зафиксировать факт ознакомления вновь принятого работника с картой специальной оценки условий труда В действующем законодательстве данный вопрос не отрегулирован. С одной стороны, вносить изменения в действующие карты СОУТ запрещено. С другой стороны, работодатель обязан ознакомить работника с результатом проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда. Можно поступить несколькими способами. В карте СОУТ есть строчка «С результатами специальной оценки условий труда ознакомлен(ы):». Именно в ней напротив своей фамилии, внесенной в карту СОУТ, работник может поставить подпись. Можно факт ознакомления работника с результатами проведенной СОУТ оформить на листе ознакомления, а не в карте СОУТ. В этом случае во избежание претензий со стороны надзорных органов следует сделать такой лист ознакомления неотъемлемой частью соответствующей карты СОУТ. Ситуация: с какой информацией об условиях труда на рабочем месте нужно ознакомить работника, если спецоценку на конкретном рабочем месте еще не проводили Работодатель обязан информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых гарантиях, компенсациях и средствах индивидуальной защиты (ст. 212 ТК РФ). В трудовой договор обязательно включить следующую информацию (ст. 57 ТК РФ): · условия труда на рабочем месте; · гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда, если работника принимают на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте. В трудовом договоре можно указывать только документально подтвержденную информацию. В данном случае, если нет факторов, дающих право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, в трудовом договоре с работником можно указать, что класс условий труда на рабочем месте не установлен. При этом не будет нарушения ни статьи 212, ни статьи 57 Трудового кодекса РФ, так как у работодателя нет официальной информации об условиях труда на данном рабочем месте. Если проводились какие-либо измерения или исследования вредных и опасных производственных факторов и они были выявлены, необходимо указать их наличие. Работодатель обязан провести внеплановую специальную оценку условий труда на вновь организованном рабочем месте в течение 12 месяцев. Ситуация: должен ли работодатель предоставить работнику копию карты СОУТ Должен, если работник написал письменный запрос. Работодатель знакомит работника с картой СОУТ под подпись. Копию карты работнику не выдают. Если работник написал письменный запрос на предоставление ему копии карты СОУТ, то работодатель обязан оформить такую копию за свой счет, заверить ее и выдать сотруднику в течение трех рабочих дней (ч. 1 ст. 62 ТК РФ). Подача декларации в трудовую инспекциюПредставьте в трудовую инспекцию по местонахождению организации декларацию на рабочие места, на которых: · вредные или опасные производственные факторы не выявлены; · условия труда по результатам исследований и измерений вредных и опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми. Ее форма и порядок подачи утверждены приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н. Работодатель должен подать декларацию не позднее 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении СОУТ. Внимание: декларированию не подлежат: · рабочие места сотрудников, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781; · рабочие места, предполагающие гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда; · рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестаций или СОУТ были установлены вредные или опасные условия труда. Декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда можно представить: · лично; · по почте (с описью вложения и уведомлением о вручении); · через Интернет на официальном сайте Роструда, если декларация подписана квалифицированной электронной подписью. Представленная декларация будет действовать в течение пяти лет со дня, когда был утвержден отчет о проведении СОУТ (ч. 4 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Если за этот период на производстве не произойдет профзаболеваний или несчастных случаев, то действие декларации продлится еще на пять лет. В течение этого периода работодатель может не проводить спецоценку. Если у кого-то из работников будет выявлено профзаболевание или произойдет несчастный случай на производстве по причине вредных или опасных факторов, то действие декларации в отношении такого рабочего места прекратится. Работодатель должен будет провести внеплановую специальную оценку условий труда и вновь подать декларацию (ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Подробнее см. Как подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Когда проводить внеплановую спецоценкуПроведите внеплановую специальную оценку условий труда в случаях и в сроки, которые указаны в таблице (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Сроки проведения и основания внеплановойспецоценки условий труда
* Если рабочие места организовали на срок меньше 12 месяцев, например, для временной или сезонной работы, спецоценку нужно провести в период осуществления на них производственной деятельности (письмо Минтруда России от 28 августа 2017 г. № 15-1/ООГ-2410). ** Которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов на работников. Если поменялись фамилия, имя или отчество работодателя-предпринимателя либо произошла реорганизация работодателя и при этом не наступили события из таблицы выше, спецоценку проводить не надо. Ситуация: нужно ли проводить СОУТ при приеме второго работника на ранее оцененное рабочее место Нет, не нужно. Вопросы приема и увольнения работников не связаны с проведением специальной оценки условий труда на рабочих местах. Основная задача проведения СОУТ – установление класса условий труда на каждом рабочем месте. Условия труда на конкретном рабочем месте не зависят от фамилии, имени и отчества работника, работающего на этом рабочем месте. Отчет о проведении СОУТ оформляют согласно Инструкции по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. В соответствии с инструкцией в строке 020 карты СОУТ указывают численность работников, занятых на данном рабочем месте, за месяц, предшествующий заполнению карты. На работодателя это не накладывает каких-либо ограничений. Ситуация: нужно ли повторно проводить СОУТ, если изменилось наименование должности работника без изменения условий труда и его трудовой функции Нет, не нужно. Внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться, если изменения наименования рабочего места не повлекли за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, указанных пунктами 3–5 и 7 части 1 статьи 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», а именно: · не изменился технологический процесс, не заменено производственное оборудование, которое способно оказать влияние на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов на работников; · не изменился состав применяемых материалов или сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов на работников; · не изменились применяемые средства индивидуальной и коллективной защиты, способные оказать влияние на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов на работников; · отсутствует мотивированное предложение выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией (ч. 4 ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Ситуация: нужно ли проводить внеплановуюспецоценку при реорганизации Нет, не нужно, если при реорганизации рабочие места и условия труда не изменяли, а новые рабочие места не вводили. Организация должна провести внеплановуюспецоценку только в определенных законом случаях (ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Например, если организация после реорганизации сменит фактический адрес и переедет в другой офис или переместит отдельные рабочие места в другие помещения, то работодателю придется провести внеплановуюспецоценку в общем порядке (ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Если произошла реорганизация, но при этом рабочие места и условия труда не поменяли, а новые рабочие места не вводили, внеплановуюспецоценку можно не проводить. При этом решение о непроведениивнеплановойспецоценки принимает комиссия и фиксирует в протоколе (п. 3 ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Аналогичные разъяснения дает Минтруд России в письмах от 2 ноября 2016 г. № 15-1/ООГ-3847 и от 3 ноября 2016 г. № 15-1/ООГ-3913. Если при реорганизации изменили условия труда на существующих рабочих местах либо ввели новые рабочие места, внеплановуюспецоценку нужно провести в общем порядке. Ситуация: кто обязан проводить спецоценку, если работодатель арендует площадь с рабочими местами для сотрудников Организовать проведение спецоценки должен работодатель, даже если он арендует площадь с рабочими местами для своих сотрудников (абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, п. 2 ст. 4 и п. 1 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). При этом не имеет значения, на основании какого права работодателю принадлежат эти помещения: права собственности или временного пользования, то есть аренды. Это следует из положений статьи 212 Трудового кодекса РФ, а также статей 4, 8, 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Любой работодатель обязан провести спецоценку условий труда своих сотрудников независимо от того, является он собственником или арендатором помещения. Ситуация: нужно ли проводить внеплановуюспецоценку, если организация сменила наименование, ОГРН, банковские и иные реквизиты Нет, не нужно. Организация должна провести внеплановуюспецоценку только в определенных законом случаях (ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Если организация поменяла только наименование, банковские или иные реквизиты, а сами рабочие места и условия труда не изменились, то проводить внеплановуюспецоценку не нужно. Решение о непроведениивнеплановойспецоценки принимает комиссия и фиксирует документально, например, в протоколе (п. 3 ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Аналогичные разъяснения дают специалисты Минтруда России в письме от 21 мая 2015 г. № 15-1/ООГ-2852. Ситуация: нужно ли проводить внеплановуюспецоценку при переезде организации в другой офис или при перемещении отдельных рабочих мест в другое помещение Да, нужно. При переносе рабочих мест в другие помещения условия труда могут измениться. Работодатель заново организует и вводит в эксплуатацию новые рабочие места, у организации появляется основание для проведения внеплановой спецоценки. Внеплановуюспецоценку проведите в течение 12 месяцев со дня переезда рабочих мест в новый офис, помещение. Это следует из положений статьи 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Аналогичную позицию занимают специалисты Минтруда России в письме от 23 января 2017 г. № 15-1/ООГ-169. В каких случаях проводят экспертизу качества СОУТГосударственную экспертизу условий труда (далее – Экспертиза) проводят для оценки (ст. 216.1 ТК РФ): · качества проведения специальной оценки условий труда; · правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными или опасными условиями труда; · фактических условий труда работников. Экспертиза носит заявительный характер. Возможны три основания для Экспертизы. Первое основание: представление территориального органа Роструда в связи с осуществлением контроля за соблюдением требований Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Территориальный орган Роструда может действовать в том числе по заявлениям: · работников; · профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов; · работодателей, их объединений; · страховщиков, обратившихся в Государственную инспекцию труда. Второе основание: заявления органов исполнительной власти, работников, профессиональных союзов, их объединений, а также работодателей, их объединений, страховщиков, организаций, проводящих специальную оценку условий труда. Третье основание: определения судебных органов. Если заявителем является работник, государственную экспертизу условий труда проводят только на его рабочем месте. Какая ответственность за непроведениеШтраф должны рассчитывать в целом по организации за факт совершения административного правонарушения, однако контролирующий орган может придерживаться другой позиции и назначить штраф исходя из количества рабочих мест, на которых не проводилась спецоценка. Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа (часть 2 статьи 5.27.1 КоАП): · на должностных лиц – в размере от 5000 до 10 000 руб.; · на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 5000 до 10 000 руб.; · на юридических лиц – от 60 000 до 80 000 руб. За повторное нарушение предусмотрено наказание в виде: · штрафа в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до трех лет – для должностных лиц; · штрафа от 30 000 до 40 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток – для предпринимателей; · штрафа от 100 000 до 200 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток – для организаций. Кроме того, за нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения СОУТ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа (ст. 14.54 КоАП РФ): · на должностных лиц – в размере от 20 000 до 30 000 руб.; · на юридических лиц – от 70 000 до 100 000 руб. За повторное нарушение предусмотрено наказание в виде: · штрафа на должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до трех лет; · штрафа на юридических лиц в размере от 100 000 до 200 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток. Эксперт организации, проводившей спецоценку, совершивший при проведении СОУТ административное правонарушение, несет административную ответственность как должностное лицо. Перечень организаций Челябинской области, проводящих специальную оценку условий труда Специальная оценка условий труда нормативные документы Приказ о специальной оценке условий труда (образец) ФСС и специальная оценка условий труда Проведение спецоценки Приказ МЗСР России от 01.04.2010г. № 205н Федеральный закон РФ по СОУТ № 426-ФЗ от 28.12.2013г. Приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н (ред. от 14.11.2014Дата изменения: 18.08.2024 20:42 |