Вернуться к обычному виду
Версия для слабовидящих

К 60-летию посвящается

К 60-летию посвящается 05.07.2017

Кунашакская земля - родина многих талантливых, выдающихся личностей, которые прославили наш район, как в области, так и в республике Башкортостан и в России и за ее пределами. Герой сегодняшней статьи – самобытный известный Кунашакский скульптор, художник Ильдар Юнусов. Он не теряет связи с земляками, постоянно приезжает, и собирается переехать в родную деревню Аширово, интересуется событиями, происходящими на малой родине.
Работы талантливого скульптора Ильдара Юнусова не удивляют, они просто ошеломляют. Невольно захватывает дух, и ты сразу попадаешь под обаяние его творений, так прекрасны и гармоничны они в своей органике. Его творчеством заинтересовались ведущие художники и скульпторы Башкортостана.
Творчество самобытного Кунашакского скульптора Ильдара Юнусова – яркое явление в башкирском и российском изобразительном искусстве. Ему удалось создать неповторимый мир скульптурных произведений, исполненных с безошибочным художественным вкусом, смелостью и свободой. Ильдар неустанно искал и находил в работе над образом самое неизбитое, неповторимое. Рождение новой формы в реалистическом искусстве – вот магия творчества, занимавшая его всю жизнь. Жизнь Мастера, которому были одинаково чужды как влияние сухого, мертвого академизма и готовые стандарты, так и расхоже - модные течения.
Многие его сюжеты внешне просты, но, воплощенные художником, они обретают глубину мысли и самобытность. Не случайно Ильдар Юнусов очень любит национальную историю, литературу, фольклор, где он познавал через литературу характерный облик так любимой им и быстро уходившей в прошлое старого Башкортостана. Ему, как романтику, была особенно близка героика этого прошлого, воплотившаяся в таких “знаковых” для нашего народа героев Салават Юлаев, Ахмет-Заки Валиди, Ш. Бабич, М.Акмулла, Кадир Даян и др.
Кажется, что это реальные люди. И ты вдруг ловишь взгляд, осязаешь живую плоть и обнаруживаешь, как кровеносная нитка пульсирует, растекаясь по холодному камню животворной энергией. Стирается грань между реальным и ирреальным миром. Сознание начинает уходить в другое измерение, и ты пропитываешься живой энергетикой, исходящей от холодного мрамора, безжизненной глины. Изысканные, стильные, динамичные работы полны экспрессии, эмоциональной силы многослойных сюжетных линий. Все творчество скульптора пронизано любовью к башкирскому народу.
Удивляешься, откуда у Ильдара Юнусова такая профессиональная сноровка и столь образное, концептуальное мышление. Ильдар самобытный скульптор из народа, у него нет художественного образования.
И хотя сам скульптор упорно настаивает на том, что он - реалист, но его работы можно смело поставить в один ряд с известными постмодернистами, скульптуры которых украшают крупные центры современных Франции, Италии, Америки. Разглядывая его художественные работы, я безошибочно находил среди них и камерные миниатюры скульптора. Выдержанные, с точно расставленными акцентами, наполненные философской глубиной, они застревали в сознании яркими стоп-кадрами эмоциональных взлетов и падений человеческой натуры. Фигуры танцующих женщин и мужчин, наполненные искрящейся экспрессией, динамичны. Каждый из них самостоятельно выводит рисунок танца. Взметнувшийся в воздух танцор, кажется, вот-вот взлетит с распростертыми в стремительном полете руками-крыльями. Столь же выразителен и образ башкирской девушки с пленительной грацией и внутренним достоинством. Дополняет танцевальную картинку подтанцовывающий старец, который, не в силах пуститься в пляс, выделывает руками па под азартную «лезгинку». Другой сюжет представляет спортивную тему: лица «борцов» напряжены, мускулы сжаты, а крепкие ноги размашисто бьют по противнику. И нет конца этой бесконечной игре мысли, силы и соперничества.
- Это мои ранние работы, - улыбается Ильдар. - Видите, они остались незавершенными. Но, глядя с пыльных полок, яркие, авангардные, своей свежестью восприятия и неординарным решением, они, казалось, рвались в свет софитов галереи современного искусства. Салават Юлаев - из той же серии. Образ вождя башкирского народа резко отличается от набивших оскомину «масляных» Салаватов. Поэт, политик, философ, сознающий тщетность усилий, он понимает, что иного исхода быть не может, и во избежание новых потерь жертвует своей свободой. Это и миг прощания с родиной, и с несбыточной мечтой человечества - оставаться свободным до конца.
Уже у зрелого мастера И. Юнусова достаточно новых идей, творческих замыслов, эскизов, будущих работ. Это наброски, разработанные по тематическим направлениям. Дерзкие, новаторские, они удивляют совершенными линиями, фантазией, данной, кажется, ему от Аллаха. Интересуюсь, откуда он родом - из с. Аширово Кунашакского района. По его признанию, в детстве он часто бродил по лесу один, вглядываясь в бездонную синеву неба. Вдыхая ароматы лесных трав, наблюдал закаты, вслушиваясь в гомон птичьих стай, следил за осторожно направленным полетом, соколов и орлов. Все это отслеживалось в еще неразвитом детском сознании яркими пятнами контрастных красок и ассоциаций пронзительной силы природы. Путешествия в таинственный заповедный мир заменили маленькому мальчику общение, книги... - «Окружающая природа сформировала мое сознание, учила воспринимать мир в его философской многомерности», - замечает скульптор. - Когда же мальчик возвращался с небес на землю, дома его ждали нелегкий быт с его повседневными заботами - на пашне, уходом за скотом. По признанию Ильдара, родители всегда много трудились и детей приучали не лениться, а работать до седьмого пота. И потому Ильдар рос упорным и знающим цену куску хлеба. А в свободное время, когда гудели от усталости руки, он брал в руки кусок податливой глины и лепил. У него получались забавные фигурки людей, фантастических животных, невиданных птиц и зверей, он делал наброски углем, пробовал карандаш.
Работая в 90-е годы в совхозе «Тахталымский» Ильдар освоил технику рисунка, лепил шаржевые миниатюры из керамики, делал эскизы будущих работ. Его друзья, односельчане сразу обратили внимание на талантливого самородка из татарской глубинки, который удивлял их не только талантом, но и удивительным трудолюбием. Ильдар уже тогда начал скрупулезно изучать исторический материал, подспудно чувствуя, что только мысль, обретенная способна вылиться в настоящее творчество.
- Каждый этап творения, - рассуждает скульптор, - это работа сознания с накопленным человечеством опытом и знанием. И только в этом случае ты создаешь произведения, которые трогают душу, заставляют размышлять. Ильдар самобытный скульптор из народа. Творческий поиск дал свои плоды. Его свобода в выразительности средств, в таком сложном жанре, как скульптура, достигла профессионализма и творческого вдохновения.
Синтез эклектики и одновременной изысканности даже вызывает некоторую оторопь. Сюжетные образцы все время балансируют на грани фарса и трагедии. Взмыленная лошадь в бешеной скачке с всадником-башкиром в шапке малахае слилась в единое целое и, испытывая в момент риска наивысшее наслаждение, рвется вперед в бешеном ритме, демонстрируя силу и ловкость, мужество и страсть. По признанию Ильдара, он вообще любит ваять животных. Его другая композиция «Кобылица с жеребенком» органична в своей непосредственности. Во всем ее внешнем облике сквозит выражение великого таинства рождения. А все существо наполнено любовью к своему детенышу, только вставшему на ноги и открывающему для себя мир.
Тема любви занимает главное место в творчестве скульптора. Светлое и сильное чувство в композиции «Мужчина и женщина» запечатлено со всей эмоциональной силой страсти. И этот вдохновенный порыв превращает человека в прекрасное существо с невероятной пластикой и проникновенной страстью чувств. Столь же прекрасен облик «Склонившейся девушки». Кажется, что мастер изваял ее не из камня, а из податливого гуттаперчевого материала. Она слилась с камнем, обретя силу вечной любви. Столь же прекрасны «Танцующие башкирки» - совершенные существа, выражающие в танце радость бытия. А «Вертикальный юноша», устремленный ввысь, олицетворяет гармонию духа и тела. Прекрасна и «пожилая башкирка» с восточными чертами в шали и с глазами, загадочными и отрешенными от мира войн, разрухи и человеческих пороков. Она - вне времени и вне пространства. С вековой мудростью, вглядываясь в глубь веков, призывает к миру, любви и всепрощению. Ах, если бы эту красоту да выплеснуть на улицы наших городов. Ведь есть же у нас творческие натуры, которые в состоянии изменить архитектурный облик города. Можно смело утверждать, что у нас среди башкирского населения Южного Урала живут и работают по-настоящему творческие личности, художники, скульпторы, чей потенциал позволяет предполагать, что перед нами истинный талант, за которым большое будущее...

Михаил Хабиров,
корреспондент журнала «Ватандаш»





Дата изменения: 05.07.2017 14:43:27

Возврат к списку